Спичрайтинг

Структура текста речи. Основная часть

Спичрайтинг требует не только умения выступать перед публикой или обладать хорошей дикцией и богатым словарным запасом. Тщательная подготовка выступления и выстроенная структура речи является основой успеха любого спичрайтера. Выступление перед аудиторией разделяется на несколько этапов, плавно переходящих из одного в другой. В начале основной части текста, нужно представить аудитории тезис, цель речи. Тезис должен восприняться публикой как основа всего выступления. Оратор должен вкратце сформулировать, о чем будет идти речь.

Для того, чтобы не отойти от темы, спичрайтер должен удерживать этот тезис на протяжении всего выступления, и излагать свою речь так, чтобы каждое предложение так или иначе было связано с главной целью. Следует придерживаться совета Ж. Данкела и Э. Пранхема, которые пишут: «Сформулируйте и выпишите главную мысль вашей речи. Она определит аудиторию, цель и ожидаемый результат. Нужно, чтобы она выражала: идею, концепцию, вас самих, продукт».

В выступлении можно воспользоваться рекомендациями И. П. Яковлева, который предлагает использовать ключевые слова для выступления в зависимости от направленности тематики речи: «для информационной речи такими словами могут быть — анализ, демонстрация, объяснение, суммирование, сравнение, описание, обсуждение, перечисление, показ; речь, цель которой убедить,  может включать слова — принять, делать, вступить, поддержать, согласиться, внести вклад, помочь, защитить, предложить, разделить мнение, выступить за».

Предлагается разделить последовательно главную мысль на составляющие. Основное требование, чтобы все компоненты речи были взаимосвязаны между собой и сливались в одно целое. При изложении основной части спичрайтеру необходимо представлять реальные факты, статистические данные, использовать теоретические предположения, аргументацию. Важно помнить какие фразы-мостики будут употребляться для плавного перехода от одного вопроса к другому (следует заметить, в основном, хочу добавить, сначала мы рассмотрим с одной стороны, с другой стороны, кроме того, и т. д).
Оптимальный план речи составил В Королько. Он пишет:

Изложение основного тезиса в выступлении имеет 6 вариантов

  1. пространственное расположение: справа налево, с севера на юг, от центра к внешним частям, с низшего уровня до высшего.
  2. хронологическая или временная последовательность: с начального пункта к конечному, или по годам.
  3. тематическое — излагаются части темы, различные ситуации, процедуры, характеристики, способы и т.д. в зависимости от темы.
  4. при анализе причинно- следственной связи явлений, т.е. влияния одних на другие, можно идти от конечного результата к причинам, или наоборот, от причин к результату.
  5. сравнительно— контрастное расположение материала, основанное на сходстве или принципиальном различии рассматриваемых явлений.
  6. от проблемы к решению. Обозначается негативное состояние и путь его улучшения.

Имиджмейкер Лилиан Браун дает рекомендации для успешного выступления: «Как можно скорее переходите к теме выступления. Все, что относится к одному вопросу, группируйте в одном месте. Не следует переходить к другому вопросу, пока не исчерпан весь материал по текущему. Если пропустили важную мысль или иллюстрацию, переместите их к той категории, к которой они относятся. Выстраивайте идеи в логической последовательности, каждая мысль должна естественным образом вытекать из предыдущей и подчеркивать общий смысл речи. Идеи должны следовать одна за другой. Поясняйте материал, упрощайте его, чтобы содержание можно было изложить в простых терминах…

Развивайте каждый пункт по мере продвижения вашей основной идеи. Выдвигайте стимулирующие идеи, которые стоят того, чтобы обсудить и подумать над ними. Останавливайтесь подробно на каждом отдельном предмете, рассматривайте его со всех сторон, а когда это рассмотрение будет исчерпано, переходите к следующему предмету».

Спичрайтер должен равнозначно использовать в своем выступлении метод индукции и дедукции. Если аудитория не имеет понятия о теме выступления, можно переходить от конкретных фактов к обобщениям. Чтобы подчинить враждебную аудиторию и заинтересовать равнодушную, самые главные и сильные аргументы и факты выкладываются вначале, чтоб зажечь интерес вялой публики и показать враждебно настроенным потенциальным оппонентам силу своего выступления.

Если же аудитория симпатизирует оратору, и является информированной о сути речи, употребляется дедуктивный метод: вначале даются общие пункты речи, и на примерах рассматривается и анализируется каждый из них. Сильные доводы приводятся в конце речи, в этом случае их сила сыграет закрепляющую роль в заключении выступления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *