Спичрайтинг

Подготовка к публичному выступлению. Сбор материала

Важнейшая стадия спичрайтинга — подготовка к публичному выступлению, включает этап исследования темы. К моменту составления (написания) текста речи, спичрайтер должен свободно ориентироваться в истории проблемы или явления, принятых или обсуждаемых на данный момент мнениях специалистов и в результатах практической деятельности, относящихся к разрабатываемой теме.

Необязательно, но хорошо, чтобы спичрайтер лично позитивно оценивал актуальность темы и предполагаемые выводы будущего публичного выступления. В целом, задачи спичрайтера на этом этапе можно сформулировать в виде следующих стратегических установок или программы действий.

1. Изучить историю проблемы или явления

  • Причины и период возникновения проблемы, уровень её значимости (общечеловеческий …. региональный, др.);
  • Характер эволюции проработки проблемы во времени (интенсивность, динамику применяемых принципов и методик, изменение мнений и выводов;

2. Изучить современное состояние, установить степень актуальности проблемы в настоящее время:

  • Ознакомиться с современными теоретическими выкладками и прогнозами относительно решения проблемы;
  • Ознакомиться с результатами практической деятельности с использованием рассматриваемого явления или наоборот, испытывающей его негативное влияние. Обратить внимание на возможные несоответствия с общепринятым или официальным мнением;

3. Обосновать актуальность и особенности проблемы в современных условиях. Аргументировать «болевые» точки, на которые следует обратить внимание.

4. Выбрать, проверить и зафиксировать информацию, наиболее подходящую для иллюстрации тезисов будущей речи и аргументации выводов.

Всё перечисленное – это работа с источниками, которую следует начинать с изучения прежних выступлений оратора на данную тему; обратить внимание на сделанные ранее акценты и выводы, учесть возможное несовпадение с сегодняшним мнением, чтобы в будущем выступлении нивелировать или аргументировать расхождение. Далее — работа с литературой. Это могут быть и книги, и брошюры, архивные материалы, ведомственные справочники и сборники, публикации СМИ, сборники цитат, специализированные базы данных, справочники и др.

Методическая литература по созданию текстов публичных выступлений предлагает разные варианты (способы) обработки больших объёмов информации. Какой –то один из них рекомендовать трудно, так как каждый спичрайтер обычно придерживается способа, выработанного собственным опытом. Однако есть некоторые общие рекомендации в отношении порядка обработки информации. В начале определить основной перечень и изучить источники, наиболее содержательные и соответствующие задаче.

Затем постепенно расширять поиск материалов для уточнения и разъяснения полученных данных. В ходе подготовки к публичному выступлению из массы обработанного материала выбирается информация, четко иллюстрирующая и однозначно подтверждающая выдвигаемые тезисы. В материалах для будущей публичной речи должны умело сочетаться фактические данные, экскурсы в историю, описательная часть и графические элементы, цитаты и ссылки на мнение авторитетных источников.

Цитата в тексте публичной речи может быть рассчитана на эмоциональное восприятие, на рассудок или апеллировать к законопослушности граждан. А может служить ораторским приёмом. Если цитат несколько их следует рассредоточить в тексте. К началу написания текста иллюстративного материала и данных должно быть больше и аргументация глубже, чем будет использовано в речи. Этот, условно говоря, «страховой запас» необходим в первую очередь оратору для ответов на вопросы и на случай возникновения дискуссии с аудиторией.

Невошедшая в текст данного выступления информация должна быть тщательно систематизирована и сохранена со всей возможной детализацией, чтобы впоследствии не пришлось вспоминать детали и источники. Удачно подобранный иллюстративный материал сделает публичное выступление не только убедительным, но интересным для слушателей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *