Спичрайтинг

Как написать речь? Часть 2

Итак, продолжаем тему написания текста речи. Напомню, что первую часть мы закончили рассмотрением примеров о логической зависимости разделов и подразделов. Для проверки логической расстановки тезисов и подтезисов использовали метод проверки употребления союзов. Хотелось бы рассказать еще об одном способе проверки расстановки утверждений относительно друг друга с точки зрения логики.

Если одно утверждение можно соединить с другим утверждением, используя слова «а потому», то это говорит о том, что утверждения употреблены в неправильном обратном порядке. Например:

  • неправильно: Правильно написанная речь способствует ее легкому восприятию слушателями (а потому) наша цель состоит в четком и верном изложении своих мыслей при написании текста речи;
  • правильно: Наша цель состоит в четком и верном изложении своих мыслей при написании текста речи (потому что) правильно написанная речь способствует ее легкому восприятию слушателями.

Любой тезис речи должен быть подкреплен необходимым количеством подпунктов, раскрывающих и доказывающих его значение, вызывающих интерес у слушателя. Избегайте сложных и непонятных по содержанию высказываний. Тезис формулируйте кратко, ясно и четко. Если уж Вы что-то не понимаете в своей речи, слушатель тем более не поймет. Либо воздержитесь от употребления неясных по смыслу слов и выражений, либо излагайте их простым и доступным языком. Это касается и разного рода научных терминов, сокращений и т.д.

Для «оживления» текста речи, придания ей формы непринужденной беседы, спичрайтеры прибегают к таким приемам, как: перестановка, повторение, переходы. Употребляя сначала подпункты, а потом главное суждение можно придать тексту речи живые и разнообразные разговорные интонации. Например: нас с детства приучают к публичным выступлениям. Сначала – это утренники со стихами, в школе – ответы у доски, чтение докладов, рефератов, в институте – защита курсовых, дипломная работа, самодеятельность и т.д.

В данном примере прямой порядок, т.е. сначала идет тезис, а за ним — подпункты. А если их поменять? Например: помните, в детском саду мы читали стихотворения на утренниках, а в школе выступали с рефератами и докладами, в институте защищали курсовые работы перед комиссией… Нас с детства приучают к публичным выступлениям. Ощущаете разницу?

Спичрайтеры говорят так: «Расскажи аудитории о том, что собираешься сделать, в то время, когда уже это делаешь, разъясни, что делаешь, а когда сделал, расскажи, что сделано». Повторения позволяют слушателям заново осмыслить услышанное, может быть услышать то, чего они не поняли с первого раза. Повторения могут быть точными и видоизмененными. Точные повторения используют для написания агитационных речей. Видоизмененные повторения – наиболее важный способ развития речи. Практика показывает, что большая часть удачных речей строится на видоизмененных повторениях основных ведущих тезисов и аспектов текста речи.

Переходы между основными тезисами и подпунктами необходимы не только для их связи, но и для придания динамичности речи, ощущения движения. В устной речи переходы выражаются паузами, изменением тона, позы. На письме – словами, выражениями и т.д. Например, «следовательно», «ибо», «с одной стороны», «хотя мы знаем, что», «о чем говорят эти факты» и т.п. Главным недостатком этого приема является многословие и однообразие. Особенно, не стоит чрезмерно употреблять навязчивый союз «и», т.к. это первый признак плохо подготовленной речи.

Не стоит использовать переходы при кратких фразах. Ведь Вы согласитесь, что выражение Цезаря «Пришел. Увидел. Победил» звучит лучше, чем «Сначала пришел. Потом увидел. А после этого победил».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *