Копирайтинг

Защита авторских прав копирайтера

Защита авторских прав копирайтера, на мой взгляд, очень важная тема, поэтому, сегодня и хочу её затронуть. Раньше, меня никогда не волновал этот вопрос, в силу отсутствия случаев нарушения моих прав. У нас ведь всегда так, пока гром не грянет – мужик не перекрестится.

Мы, копирайтеры, порою, сами теряем бдительность, способствуя тому, чтобы с нами обошлись нечестно. Подписываем договоры, не глядя, или ставим галочку напротив пользовательского соглашения при регистрации на какой-либо бирже, даже не посмотрев, о чем там идет речь. Удивляемся, когда видим, что под нашей статьей стоит, совершенно, другое имя. Случаются, конечно, вопиющие ситуации нарушения прав копирайтера, например, со мной приключился такой случай. Я взяла заказ через биржу, выполнила его, но в оплате мне было отказано, без объяснения причины. Я, конечно, расстроилась, но еще больше я расстроилась, когда увидела свою статью, слово в слово, на одном из сайтов! На лицо нарушение моих авторских прав. Чтобы избежать возникновения подобных ситуаций, юристы советуют, прежде всего, оформлять договорные отношения, т.е. заключать договор на выполнение работы. Давайте, разбираться!

Копирайтинг, как и любая другая деятельность, регулируется законодательными нормами. Написав статью, копирайтер становится обладателем интеллектуальной собственности, права на которую принадлежат только ему. Интеллектуальная собственность, как и любая другая, охраняется законом, в данном случае, законом об авторских правах.
Законодательство РФ предусматривает наличие трех видов договоров, регулирующих авторские права, заключаемых на выбор:

договор об отчуждении права (статья1285 ГК), по которому передаются исключительные права на статью, т.е. копирайтер уже не может использовать эту статью в каких-либо целях. Иными словами, если копирайтер пожелает разместить где-либо свою статью после заключения такого договора, он каждый раз обязан спрашивать у заказчика, правообладателя по договору, разрешения.

договор лицензионный о предоставлении права на использование (статья 1286 ГК), регулирующий отношение автора и заказчика на размещение статьи, к примеру, в периодическом издании. Для копирайтера интересен тем, что в случае неисполнения обязанностей по договору заказчиком, исполнитель, т.е. копирайтер, может не выполнять свои обязательства, согласно договору, но вознаграждение получить имеет полное право. Этот вид договорных отношений наиболее популярен, т.к. позволяет сторонам определить степень использования того или иного произведения.

договор об авторском заказе (статья 1288 ГК), своего рода гибрид двух видов договоров, описанных выше, позволяет регулировать авторские права на еще не созданное произведение. Особо стоит обратить внимание при заключении такого договора на сроки и размер вознаграждения.

Договорные отношения могут быть оформлены путем подписания сторонами отдельного документа, либо при обмене письмами, содержащими условия договора, а также, если копирайтер работает через биржу, присоединением заказчика и автора к условиям работы биржи при регистрации на ней. Как правило, работа на бирже подразумевает передачу автором исключительных прав на статью заказчику.

При отсутствии договора, копирайтер является собственником, написанных им произведений, и обладает всеми правами над ними, даже после оплаты проделанной работы, т.к. фактически копирайтер не передал никаких прав заказчику. Часто встречаются заказчики, предлагающие работу и оплату, без заключения договора, основываясь на взаимном доверии. Ситуация одинаково рискованная как для заказчика, так и для копирайтера.

Одно право у копирайтера остается неизменным – это авторство. При передаче любых прав на свое произведение копирайтер остается его автором, т.е. по закону имеет право называться автором статьи. Ситуация, когда статья размещается и авторство приписывается другому человеку, является нарушением авторских прав и преследуется по закону. Любой копирайтер столкнувшись с такой ситуацией, имеет право обратиться с претензией, во-первых, к заказчику, во-вторых, к владельцу ресурса, на котором размещена статья, представив доказательства своего авторства. В качестве доказательства своих прав можно использовать черновики, наброски, показания свидетелей, данные с биржи. При отсутствии реакции со стороны оппонентов на все действия копирайтера, существует третий способ отстаивания своих прав – обращение в суд. Любой автор имеет право обратиться в суд или в правоохранительные органы и уже там отстаивать свои права.

Только вот станет ли он все это делать? Конечно, я не стала обращаться в суд или правоохранительные органы. После моего обращения к администрации биржи, меня заверили, что этот заказчик уже не сможет размещать свои заказы. Утешало лишь то, что никто больше не пострадает от деятельности этого бессовестного заказчика.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *